Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона, наиболее значительный памятник святилища этого бога в Дельфах, находился на хорошо просматриваемом и центральном месте всего комплекса. Под сенью храма находились статуи и посвящения богу. Здесь же происходили священнодействия, которые имели отношение к его культу, важнейшим из которых была процедура пророчества. В храме же находился и «офис», в котором хранились архивы и списки победителей Пифийских игр. Однако они были уничтожены в 373 г. до н.э.
Согласно мифу, первый
храм Аполлона в Дельфах представлял собой хижину из лавровых ветвей, второй был сделан из пчелиного воска, третий из меди, а четвертый был построен мифическими строителями
Трифоном и Агамидом с помощью самого
Аполлона. Очевидно, именно этот храм, выстроенный из туфа, погиб в пожаре 548 г. до н.э.
Храм, который наследовал ему, был построен на взносы, собранные по всей Греции и у иностранных владык, а его постройку взяло на себя великое афинское семейство
Алкмеонидов. Он был окончен около 510 г. до н.э., представлял собой в плане дорический периптер (прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой) с 6 колоннами по фасадам и 15 - по боковым сторонам. Выстроен он был из туфа с мраморной облицовкой и удивительным архитектурным украшением, выполненным скульптуром Антенором. Темой восточного фронтона стало явление
Аполлона: приход бога в
Дельфы в сопровождении своей сестры,
Артемиды, и своей матери,
Латоны. В центре композиции была изображена колесница с этими богами, а справа и слева – мужские и женские фигуры. На западном фронтоне изображена сцена гигантомахии, от которой сохранились только фигуры
Афины, павшего гиганта, фигура мужчины и передние части двух лошадей.
Землетрясение 373 г. до н.э. уничтожило архаический храм, и святилище повторно прибегло к общегреческой помощи для его восстановления. Третья Священная война воспрепятствовала работам, и только в 330 г. до н.э. храм был вновь передан жрецам для совершения священнодействий.
Построен он был по тому же плану и практически в тех же размерах. Этому-то храму и принадлежат развалины, которые мы наблюдаем сегодня. Это – впечатляющее сооружение, прекрасный образец дорического ордера, архитекторам которого стали
Спинфан Коринфский, Ксенодор и Агафон. Храм представляет собой периптер с 6 колоннами по узким сторонам и 15 – по длинным, с двумя колоннами по обоим фасадам. Его целла разделена на три части двумя переборками, завершающимися колоннами, каждая из которых имеет по 8 ионических капителей. В самой дальней ее части находился адитон, где совершалось таинство пророчества и куда имели доступ только жрецы для толкования слов
Пифии. Фронтоны из паросского мрамора выполнили афинские скульпторы
Праксий и
Андростен. На восточном фронтоне был изображен
Аполлон с музами, а на западном –
Аполлон с менадами.
О внутреннем убранстве храма нам известно крайне мало, главным образом – от древних авторов: на стенах пронаоса (преддверие храма) были высечены изречения семи мудрецов, такие как «Познай самого себя», «Ничего слишком» и буква «Е» (эпсилон). Также там было медное изображение
Гомера и алтарь
Посейдона, а в адитоне (специальное помещение для жрецов) стояла статуя бога и омфал (знаменитый «
пуп земли»).
В храме были произведены работы по его восстановлению, а фрагменты его фронтонов обеих стадий строительства выставляются в
Археологическом музее Дельф.
Сокровищница афинян
Сокровищница афинян была одной из наиболее значительных и впечатляющих построек в комплексе святилища Аполлона. Она господствовала над Священной дорогой, будучи расположена сразу после первого ее поворота на север, около булевтерия (здания совета) Дельф и напротив сокровищниц книдян и сиракузцев. Это маленькое строение было своего рода сокровищницей Афин, где хранились трофеи, завоеванные в важных сражениях, и другие предметы, посвященные Аполлону. Сокровищница была построена при демократическом режиме в Афинах в конце VI или начале V в. до н.э. Так что она считается памятником, который выражает триумф демократии в Афинах и изгнание тиранов. Согласно другой трактовке, которая основывается главным образом на описании путешественника Павсания и надписи, сохранившейся на облицовке северной стены, сокровищница была построена в память об отражении персидского нашествия после Марафонской битвы в 490 г. до н.э.
С архитектурной точки зрения сокровищница представляет собой маленькое строение дорического ордера, выполненное из паросского мрамора, как и большинство сокровищниц. Рельефы, которые ее украшали, представляют собой образцы высочайшего искусства последнего периода архаической эпохи, и их можно вполне сравнить с краснофигурным стилем в вазописи по элегантности фигур, легким чертам, напряженным и сдержанным движениям, а также мужественной осанке фигур. На ее рельефных метопах изображены подвиги Геракла (задняя и северная стороны) и Тезея (фасад и южная сторона). Противопоставление Тезея с Гераклом намекает на смену государственного строя в Афинах с приходом к власти демократов. Этот тезис подтверждается общим господством в искусстве V в. до н.э. иконографии Тезея, в то время как в VI в. до н.э. господствовала иконография Геракла.
У длинной южной стороны и на фасаде, то есть на сторонах, обращенных к Священной дороге, было сооружено возвышение, которое образовало треугольную площадь, где во время официальных празднеств и процессий афиняне изучали трофеи Марафонской битвы и другие трофеи, хранившиеся в сокровищнице. На стенах здания сохранилось множество надписей с текстами, важными для изучения древних праздников и обычаев, например Несения огня, Несения треножника, Ифаид и Додекаид, которые были официальными процессиями афинян в Дельфах, а также для изучения музыки, так как на южной стене, у восточного угла, были высечены два известных гимна Аполлону: это – уникальные древнегреческие тексты, сопровождающиеся нотными знаками, которые теперь выставлены в Археологическом музее в Дельфах. На внутренних стенах сокровищницы высечены важные для афинян решения, которые датируются III в. до н.э. и позднее, а также имена дарителей, которые использовали сокровищницу в более поздние годы.
Сокровищница афинян стала единственным памятником Дельф, от которого сохранилось достаточно древнего материала, чтобы позволить французам в 1906 году под контролем тогдашнего мэра Афин, Спироса Меркуриса, полностью восстановить ее первоначальный облик. Метопы памятника были сняты и выставлены в Археологическом музее Дельф, а на их место были установлены гипсовые копии.
Полигональная стена
Когда в святилище Аполлона был построен большой храм, получилась терраса, которая опиралась на две почти параллельных стены, поддерживающих почву. Одна из них была построена с северной стороны для защиты от падающих камней. Вторая была возведена у южной стороны платформы, на которой был построен храм. Она укрепляла почву и в то же время ограничивала площадку храма на северо-западе.
Это – впечатляющая многоугольная (полигональная) стена, которую можно увидеть за портиком афинян, поднимаясь по священной дороге к храму Аполлона. Хронологически ее относят ко второй половине VI в. до н.э. А именно предполагают, что она была построена после 548 г. до н.э., когда погиб в огне древний храм, который взялись восстановить Алкмеониды между 513 и 505 гг. до н.э. Позже, в V в., на эту стену опирался портик афинян. Сейчас на поверхности стены до сих пор видны следы от его конструкций. Возведение этой стены и необходимое выравнивание почвы для постройки нового храма предопределили разрушение некоторых архаических построек, располагавшихся вокруг храма старого. Так что под этой насыпью были погребены прямоугольные в плане дома и сокровищницы, а также здание с апсидой.
Стена построена по методу лесбосской полигональной кладки, то есть без связывающих элементов, но с идеальной подгонкой камней друг к другу. В плане она имеет вид буквы «П» с отогнутыми нижними перекладинами и имеет 90 м по своей длинной стороне. Сегодня утрачена ее верхняя часть – несколько рядов облицовочных плит, которые были изготовлены из прямоугольных камней, имевших равную высоту. По всей видимости, таких рядов было 4 или 5, и изначальная высота стены, как предполагается, была на 2 м выше. На ее поверхности было высечено множество надписей, всего около 800 текстов. В большинстве своем это – решения об освобождении рабов, датирующиеся III–II вв. до н.э.
В отношении данного памятника были проведены консервирующие работы и расчистка.
Сокровищница сифносцев
Сокровищница, которую посвятили Дельфийскому Аполлону жители острова Сифнос, была одним из самых роскошных и богато украшенных зданий в святилище. Это была одна из первых сокровищниц, которую видел посетитель, поднимавшийся по Священной дороге. Она находилась по ее левой стороне – рядом с сокровищницей сикионцев и напротив сокровищницы мегарцев. Внутри нее хранились драгоценные пожертвования, которые сифносцы время от времени подносили святилищу.
Предание о постройке сокровищницы дошло до нас от Геродота и Павсания. Согласно ему, во второй половине VI в. до н.э. сифносцы были самыми богатыми из жителей островов, так как получали огромные прибыли от разработки золотых и серебряных рудников, которые находились на их острове. И они решили поднести в дар Аполлону десятую часть своего богатства, для чего и построили сокровищницу. На основании рельефных украшений памятник датируется ок. 525 г. до н.э. или чуть раньше, так как в это время Сифнос был разграблен восставшими самосцами, которые нуждались в деньгах.
Само здание невелико, построено в форме небольшого храма, а для его возведения сифносцы привезли сюда дорогой белый мрамор с Пароса, в то время как большинство зданий в этот период возводилось из туфа. Уже со времен Геродота эта сокровищница славилась своим рельефным украшением, которое и в самом деле представляет собой шедевр поздней архаики. По фасаду вместо колонн были поставлены две статуи девушек, которые поддерживали эпистиль, что является характерным элементом ионического искусства этого периода.
Эпистиль украшен ионическими орнаментами и зофором (рельефным поясом), окружающим весь храм. На его западной стороне представлен суд Париса, на южной – похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, на северной, сохранившейся лучше всех, – гигантомахия, а на восточной, по фасаду храма, – собрание Олимпийских богов, следящих за Троянской войной. Впечатляющая выразительность, чистота прорисовки и мощь фигур, а также потрясающая точность в передаче деталей гармонически вплетаются в пространство зофора, гениально соединяя его орнаментальный характер с естественными позами фигур и почтением к священному месту. Фронтон, венчающий фасад, также имеет рельефное украшение, представляющее миф о борьбе Геракла с Аполлоном за Дельфийский треножник. Эта тема – одна из любимых для художников поздней архаики, так как часто встречается и на сосудах. Фронтон обрамлен по углам тремя статуями: центральная представляет сфинкса, а две боковые – Ник.
Сегодня от сокровищницы сифносцев на месте, где она стояла, сохранился только фундамент и часть декора его основания. Весь сохранившийся рельефный орнамент был восстановлен и выставляется в Археологическом музее Дельф.
Портик афинян
Одним из важных посвящений афинян в Дельфах стал портик, который был построен на центральном месте святилища Аполлона, под большим храмом прямо перед полигональной стеной и напротив места, где совершались жертвоприношения в честь Аполлона. В портике хранились военные трофеи, которые посвящали богу афиняне и которые добывались, главным образом, в морских сражениях с персами.
Портик является частью строительной программы Перикла и датируется 478 г. до н.э., годом, когда афиняне разрушили понтонный мост, наведенный Ксерксом через Геллеспонт, чтобы переправиться со своим войском на европейский берег. Идентификация памятника является точной благодаря надписи, высеченной на его фундаменте, которая указывает на причину его постройки: «ΑΘΗΝΑΙΟΙ ΑΝΕΘΕΣΑΝ ΤΗΝ ΣΤΟΑΝ ΚΑΙ ΤΑ ΗΟΠΛΑ ΚΑΙ ΤΑΚΡΟΤΕΡΙΑ ΕΛΟΝΤΕΣ ΤΩΝ ΠΟΛΕΜΙΩΝ» («Афиняне воздвигли портик и оружие и статуи, изгнав врагов»). Упомянутые здесь статуи – это ростры с персидских кораблей, а «оружие» – это веревки, связывавшие мост. В позднейшие годы сюда были добавлены трофеи, приобретенные афинянами в других победоносных морских битвах: при Микале, при Сесте, при Саламине и на Геллеспонте.
Портик представлял собой крытое пространство, которое в качестве своей задней стенки использовало часть полигональной стены. Вдоль него шла искусственная база, на которой выставлялись статуи. Портик был выполнен в соответствии с ионическим ордером. Он имел семь монолитных колонн из пентелийского мрамора на основаниях из паросского мрамора, а также ряд мозаик, которые были нанесены на полигональную стену. Все это покрывала деревянная крыша. Фундамент здания был выполнен из местного известняка и имел три ступени, на верхней из которых и была сделана посвятительная надпись аттическим шрифтом.
От памятника сегодня сохранилась только нижняя часть, в отношении которой были проведены консервационные работы. Верхняя же часть здания не сохранилась.
Театр в Дельфах
Дельфийский театр – один из немногих древнегреческих театров, для которого мы знаем и точную датировку, и его внешний вид в различные эпохи, и его общий план, и конструкцию. Он находится в святилище Аполлона на северо-западной стороне и продолжает его пространство. В древности на нем проходили состязания в вокальной и инструментальной музыке в рамках Пифийских игр и других религиозных праздников и торжеств, значение которых придает памятнику духовную и художественную ценность, сравнимую с ценностью спортивной идеи, которую олицетворяет стадион в Олимпии.
Внешний вид первого театра, возникшего на этом месте, нам неизвестен. Возможно, зрители сидели на деревянных скамьях или прямо на земле. Позже, в IV в до н.э., был построен первый каменный театр, а затем последовали многочисленные его перестройки. Свой сегодняшний вид: с каменной орхестрой, каменными скамьями и скеной он приобрел в римскую эпоху, в 160/159 г. до н.э., когда Эвмен II Пергамский спонсировал строительные и ремонтные работы, связанные с этим памятником.
Чаша театра была отчасти сформирована природным рельефом (с севера и запада), а частью – искусственной насыпью (с юга и востока). Ее пространство делится на две горизонтальных зоны, верхняя из которых имеет 8 рядов скамей, а нижняя – 27. Эти две зоны, в свою очередь, делятся радиальными проходами-лестницами: на шесть секторов верхняя и на семь – нижняя. Общая вместимость театра составляет 5 000 мест. От скены сохранился только фундамент. По всей видимости, она делилась на проскиний и основную скену. В I в. передний край проскиния был украшен зофором, на котором были изображены подвиги Геракла.
В театре были проведены раскопки и консервационные работы, но все же памятник значительно пострадал за прошедшие века, и многие его архитектурные детали до сих пор рассеяны по всему святилищу. А каменные скамьи находятся под угрозой откалывания больших кусков известняка.
Священная дорога
Тропинка, которая вела от входа в теменос (маленький храм) Аполлона до алтаря хиосцев и к впечатляющему центральному храму оракула, называлась Священной дорогой. Это была главная магистраль святилища, она имела торжественно-священнодейственное значение, так как упрощала движение паломников и посетителей святого места.
Теопропы (так называли тех, кто приходил в Дельфы, желая получить откровение оракула) проходили по Священной дороге 9 числа каждого месяца, чтобы занять очередь в прорицалище Пифии, а до этого приносили жертвы на огромном алтаре, который находился у верхней точки дороги. Исключение представляли граждане городов и некоторые знаменитые личности, которые имели право на получение оракула без очереди. К ним относились, например, коринфяне, жители Наксоса, хиосцы, фиванцы и Филипп II Македонский.
Первая стадия существования Священной дороги относится еще к архаическому периоду. Мощеная дорога, которую мы видим сегодня, датируется предвизантийской эпохой. Она обслуживала нужды поселения, которое было основано в это время на месте древнего святилища. В эту кладку включены архитектурные детали более древних зданий. По этому пути, который дошел до наших дней в удовлетворительном состоянии, и сегодня проходят посетители археологического комплекса.
Священная дорога шла вверх, пересекала все святилище подобно изгибу змеи длиною 200 метров и заканчивалась в самом его центре, у монументального алтаря. Она была окружена статуями, террасами и сокровищницами – так назывались здания, в которых хранились посвятительные дары городов. Эти памятники были обычно напоминанием о каком-нибудь важном событии: политическом союзе, важной победе на спортивных состязаниях в Дельфах, победоносной войне против греков или варваров, как например сокровищница афинян, построенная в честь победы при Марафоне. Однако, были и такие, которые строились как благодарность богу за пророчество или за его благосклонность по отношению к какому-нибудь городу, семье или важному лицу.
На первом отрезке дороги стояли скульптурные фигуры, на втором, большем, были в основном сокровищницы городов-государств, а в последней ее части, перед храмом и алтарем, были выставлены подношения богатых людей и городов, а также стоял памятник, поставленный всеми греками по случаю победы при Платеях.
Античный гимнасий
На обрывистом участке склона, который находится между Кастальским источником и теменосом Афины Пронои, сохранились руины Дельфийского гимнасия. Это – один из наиболее хорошо сохранившихся комплексов античности, в который входили гимнасий, палестра и места для омовения.
Его возведение относится к IV в. до н.э., хотя установлено, что за многие века существования он претерпел множество перестроек, а его использование продолжалось до римских времен, когда там дополнительно были построены термы. Первоначально он использовался исключительно для тренировок атлетов. В гимнасии проходили тренировки по легкой атлетике, а в палестре – по тяжелой атлетике, борьбе и силовым видам спорта. Позже, в эллинистическую эпоху, он был превращен в место для духовного совершенствования граждан: здесь читали свои лекции риторы, софисты, философы и поэты.
Гимнасий был построен на двух уровнях. На верхней террасе располагался портик шириной 7 м и длиной 176,35 м, то есть в размер одного пифийского стадия. Здесь атлеты занимались бегом во время непогоды. Недавние раскопки позволили продемонстрировать этот портик по всей его длине. Первоначально, в IV в. до н.э., он был построен в дорическом стиле из туфа, однако позже римляне заменили колоннаду фасада мраморной ионической. Параллельно этому портику была устроена беговая дорожка шириной шесть метров.
На нижней террасе находилась палестра, которая включала в себя квадратный центральный дворик с портиками по периметру. Портики же были разделены на комнатки. Надписи рассказывают, что эти комнатки использовались для игры, похожей на современный бильярд, для переодевания, умащения благовониями, а одна из них, возможно, служила святилищем Гермеса или Геракла. На дворике проходили тренировки по борьбе. К западу от палестры и сегодня сохранился круглый бассейн диаметром 10 м и глубиной 1,8 м, который является основной частью греческой бани. Находившаяся за ним целая серия труб снабжала водой из Кастальского источника десять каменных чаш, которые сообщались между собою. Это были ванны для омовения атлетов. Еще западней в 120 г. были построены римские термы с горячей водой.
Через несколько веков после запустения языческого святилища место, на котором когда-то стоял гимнасий, занял византийский монастырь. Его главный храм, который был построен точно на месте палестры, был снесен в 1898 г., чтобы можно было начать раскопки. А на одной из классических колонн, которые были заново использованы при строительстве монастыря, вырезал свое имя… лорд Байрон, когда посещал Дельфы.
Кастальский источник
Касталия была священным источником Дельф, и ее вода играла важную роль в культе и функционировании святилища и оракула. Ею омывалась Пифия, жрецы и служители храма, этой водой мыли и сам храм Аполлона. Здесь обязательно должны были омываться и теопропы, то есть люди, пришедшие за пророчеством, чтобы очиститься духовно. Кастальский ключ находится в ущелье Федриад, у подножия скалы, которая сегодня называется Флембукас, а в древности носила название Юампейя. Отсюда овраг переходит в ущелье Плистона, ныне – Медвежий овраг (Аркудоррема), где, согласно мифу, было жилище Пифона. Вода из Кастальского источника посредством водопровода подавалась в одноименную купальню, которая находится между теменосом Аполлона и древним гимнасием Дельф.
Первый водопровод был сооружен ок. 600-590 гг. до н.э. у древней дороги, и именно его мы видим сегодня рядом с современной автомобильной дорогой. Нижняя Касталия, как еще называется эта купальня, представляет собой прямоугольное сооружение размерами 8,20 м х 6,64 м, с прямоугольной искусственной чашей, с системой водопроводов и кранов. Перед ней находился вымощенный плитами двор, к которому вела лестница из трех-четырех ступеней. Вода попадала из источника в водопровод, который был тщательнейшим образом скрыт под землей. В последующие века, до римской эпохи, источник неоднократно перестраивался и ремонтировался по мере необходимости.
Новый его отвод, Касталия Скальная, датируется Ι в. до н.э., и именно ее видел и описал путешественник Павсаний. Она находится на 50 м выше архаической купальни и располагается ближе к источнику. Для ее сооружения потребовалось убрать часть скалы шириной более 11 м и высотой более 12,5 м. В образовавшихся отвесных стенах были выбиты ниши для подношений верующих нимфе Касталии. Самая большая из этих ниш была во времена турецкого владычества превращена в церквушку Иоанна Предтечи. Под нишами в скале была высечена узкая, но длинная ванна длиной 10 м, а шириной 0,5 м, в которую вода из источника поступала по скрытому водопроводу. Эта ванна была под навесом, и один край ее открывался, так что была возможность ее чистить.
Новейшая купальня была открыта в 1878 г., а архаическая – в 1960 г. На обоих памятниках были проведены консервационные и восстановительные работы.
Античный стадион Дельф
Античный стадион Дельф – это один из наиболее хорошо сохранившихся памятников в своем роде. Он расположен к северо-западу от театра, на самой верхней точке – над святилищем Аполлона и городом Дельфы. Как и в античности, к его входу сейчас ведет поднимающаяся по склону тропинка, которая начинается у левого края театра. Этот стадион тесно связан с историей общегреческих Пифийских игр, так как именно здесь проходила спортивная часть этих состязаний. Первичная его постройка датируется V в. до н.э., как указывает надпись, высеченная на его южной стене, предохранявшей стадион от осыпания почвы. Первоначально зрители, скорее всего, сидели на земле или на деревянных скамьях. Монументальные каменные скамьи стадион приобрел только во II в. благодаря пожертвованиям Ирода Аттика, богатого афинского софиста, который заказал для них парнасский известняк (а не белый мрамор, как указывает Павсаний). Тогда же была построена и монументальная триумфальная арка в качестве входа – уникальное сооружение для стадионов Древней Греции.
Стадион построен на естественном склоне. Его северная сторона была сформирована природой, а южная представляет собой искусственную насыпь, которую удерживала каменная стена. Вход на него находился с восточной стороны и был образован тройной аркадой арок, опирающихся на четыре столба, два центральных из которых имели ниши для помещения туда статуй. Под этими триумфальными арками во время праздничных мероприятий проходили судьи игр и атлеты, входя на стадион. За входом, в скале, находится выбитая платформа с пятью ступенями, которая относится к более ранней стадии существования стадиона. Там же можно различить остатки источника. Длина беговой дорожки соответствует одному римскому стадию, то есть 177,55 м, а ширина – 25,5 м. Концы беговой дорожки отсекают стартовые линии, сделанные из камней, в специальные пазы которых удобно было ставить ногу атлетам, а между самими атлетами на старте в специально просверленные в этих камнях дыры вставлялись деревянные шесты.
Стадион имеет форму серпантина: две параллельных зоны скамей, разделенных проходами, встречаются в полукруге у финишной черты. Скамьи опираются на подиум высотой 1,3 м. Было подсчитано, что всего стадион мог вместить до 5 000 зрителей.
На стадионе были произведены консервационные и восстановительные работы, однако большая часть южной стены, удерживающей насыпь, обвалилась, и сейчас требуются новые восстановительные работы, так как весь строительный материал есть в наличии.
Толос Афины Пронои
Толос Афины Пронои является, возможно, самой известной визитной карточкой Дельф. Он возвышается на месте святилища Афины между новейшим храмом, посвященным этой богине, и сокровищницей массилийцев. Это – шедевр классической архитектуры, предназначение которого нам, к сожалению, неизвестно. Когда-то он был связан с хтоническим культом (то есть культом подземных богов), однако путешественник Павсаний, который видел его развалины во II в., не упоминает его в качестве храма. Впечатляющее круглое строение датируется 380 г. до н.э. Из трудов Витрувия, великого римского архитектора и историка архитектуры, мы узнаем, что ответственным за возведение толоса был Феодор Фокейский или Фокидский, который даже написал книгу о способе его постройки.
Толос сочетает в себе практически все ордера архитектуры классической эпохи. Двадцать колонн его перистиля (круговой колоннады) являются дорическими, их венчает зофор (архитектурный пояс) с рельефными метопами, украшенными сценами амазономахии и кентавромахии. Каменный цилиндр со сплошными стенами также был окружен дорическим зофором с триглифами и рельефными метопами меньшей величины, а внутри стояло десять коринфских полуколонн. Все здание опирается на площадку с тремя низкими ступенями. Для возведения памятника использовались разные материалы, что предопределило его многоцветность: паросский и пентелийский мрамор и синий элевсинский известняк для подчеркивания деталей конструкции, у основания стен и на полу. Навершие толоса также было мраморным, от его декора сохранилось несколько ромбовидных панелей. Относительно самой крыши единого мнения нет. Одна из последних теорий говорит о том, что крыша была конической, похожей на китайскую шапочку. Крыша также была украшена статуями, изображавшими танцующих женщин. К сожалению, рельефы толоса были сбиты христианами в более поздние времена.
Толос был частично восстановлен в 1938 г., а его архитектурные части и, главное, сохранившиеся детали рельефного декора выставлены сегодня в Археологическом музее Дельф.
Посвятительный дар Даоха
Посвятительный дар Даоха был одним из самых богатых и впечатляющих дарственных посвящений в Дельфийском святилище. Он находился к северо-востоку от храма Аполлона, на узком и длинном пьедестале, там же, где и другие дары: этолийцев, фокейцев и Дейноменидов. Заказчиком памятника был Даох II из Фарсал, тетрарх Фессалии и представитель своей родины в Дельфийской амфиктионии с 339 по 334 до н.э. Очевидно, пользуясь своими связями со святилищем, Даох захотел возвеличить свою семью, члены которой были прекрасными атлетами, выигрывавшими призы и на Дельфийских состязаниях. Памятник, судя по всему, был посвящен в 337 г. до н.э., то есть в то время, когда постоянно нарастало давление Филиппа II Македонского на Дельфийскую амфиктионию, а также на Фессалию, родину Даоха. Само это творение приписывается знаменитому скульптору Лисиппу или его школе.
Памятник представляет собой скульптурную группу, состоящую из большого подиума, на котором в ряд стоят девять мраморных статуй. Идентификация памятника была проведена безошибочно благодаря надписям, которые сопутствуют фигурам и указывают имена и важные достижения каждого из изображенных. В правом углу была статуя бога Аполлона, сидящего на омфале («пупе Земли»), а слева - шесть статуй предков Даоха: первым в этом ряду родоначальник Акноний, представляющий всю семью богу, а затем – его сыновья: Агий, замечательный борец, который многократно побеждал на общегреческих состязаниях, герой палестры Телемах и бегун Агелай. Согласно надписи, все три брата побеждали каждый в своем виде спорта на Пифийских играх в один и тот же год. Далее следует Даох I, сын Агия, и его собственный сын, Сизиф I, отец заказчика, который, судя по надписи, отличился в военных операциях. Затем следует статуя самого Даоха II и, наконец, его сына, Сизифа II.
Памятник в значительной степени сохранился неповрежденным. Сохранившиеся статуи выставляются сейчас в Археологическом музее Дельф, на общей базе, которая была перенесена с того места, где в древности стояла эта скульптурная группа.
Текст: Дмитрий Кикоть.
Фото: Роман Симкин.
Специально для проекта «Греция от Greek.ru»