Чтобы с самого начала внести ясность в терминолгию, пожалуй, стоит оговориться, что более правильно было бы использовать термин не "песня "рембетико", а "городская народная песня". Сегодня, когда опубликованы результаты кропотливых многолетних исследований, а греческая народная песня города, или лучше - городская народная песня - как самостоятельный предмет вошла в учебный курс греческих вузов, можно утверждать, что название "рембетико" не являтся термином или определением какого-либо жанра, но скорее употребляется в качестве устоявшегося определения, несколько экзотичного и предназначенного главным образом для туристов. Любители народной музыки в Греции, говоря "рембетико", подразумевают старинные народные песни, относящиеся к периоду двадцатых - пятидесятых годов двадцатого столетия.
Само слово "рембетико" происходит от древнегеческого глагола ρέμβομαι (ремвомай), означающего "блуждать без определенной цели", "бродить", "слоняться". Сейчас "ребетис" - хотя их, пожалуй, уже и не осталось - означает человека, живущего вне обычного уклада, нигде не задерживающегося, не пускающего корней, не обзаводящегося семьей и т.д. В народной песне такой тип личности окрашен в своеобразные романические тона, заявляя образ жизни, который, вероятно, многие и хотели бы вести, да не могут себе позволить. Как прожить, не имея ни семьи, ни работы?
Поэты и композиторы, воспевшие в своих песнях жизнь бродяги-романтика, такие как, например, корифей греческой народной песни Василис Цицанис, сами были хорошими хозяевами и примерными отцами семейств, что однако не мешало им переживать множество влюбленностей.
Понятие "рембетико" порой включало в себя и песни, отражавшие жизнь различных народных слоев: рабочих и рыбаков, мясников и сапожников, прядильщиков и шоферов - почти всех профессиональных групп рабочего класса. Некоторая - небольшая - часть этих песен посвящена и людям, находивщимся на обочине жизни, представителям маргинальных слоев.
Для таких песен характерны различные танцевальные ритмы: зеибекикос, сиртос, хасапикос, карсиламас и др. - они исполняются в сопровождении разных инструментов, но преимущественно бузуки, гитары, скрипки, аккордеона, багламаса. К тому же их история измеряется несколькими столетиями, а корни уходят даже в XI век!
Некоторые поверхностные "ребетологи", главным образом живущие и работающие за рубежом, и сегодня продлжают считать "рембетико" песенным жанром низов, который родился и достиг расцвета в 20-х годах XX века в тюрьмах и притонах Пирея. К сожалению, эта - абсолютно ошибочная - точка зрения повторяется и воспроизводится студентами-эллинистами зарубежных вузов, туражижуется энцикопедическими словарями, различными туристическими путеводителями и интернет-публикациями.
Те, кто считает "рембетико" песней городского дна, преступного мира и в целом маргинальных слоев, должны будут причислить тысячи греческих народных песен, названных некогда "рембетико" к объектам изучения криминологии!
Итак, давайте все-таки дадим этому песенному жанру, столь любимому, но вместе с тем и стол дискредитированному и пострадавшему от превратных и неверных толкований, определение, наиболее полно отражающее его содержание: городская народная песня (или "рембетико" в широком смысле) является жанром греческой песни., который, используя традиционные поэтические, музыкальные, ритмиечские и исполнительские формы, отражает жизнь и душевный настрой городских жителей.
Некоторые специфияческие черты городской народной песни, такие, как любовная тематика и зарифмованность, были отмечены французским исследователем Клодом Форьелем еще в 1824 году. Сборники традиционных греческих песен Форьеля, Пассофа и других иностранных исследователей, которые явились и первыми их издателями в XIX веке, назывались "Народные песни", "Песни греческого народа" (Chants populaires, Carmina popularia, canti populari и т.д.) Однако вследствие того, что в XIX веке в научной литературе использовался язык книжный, далекий от обыденного разговорного, т. наз. кафаревуса, и для определения одного понятия народной песни употреблялись разные слова ("димотико" и "лаико") создалось впечатление, что это два разных жанра. В действительности же это единый жанр, в котором выделяются песни двух видов: сельские и городские.
Важной чертой греческой народной песни, отличающей ее от аналогичных песен других стран, является полное отражение в ней истории современной Греции. Там описываются самые значительные события, оказавшие влияние на жизнь греческого народа, такие, как малоазиатская трагедия 1922 года, диктатура Метаксаса 1936 года, вторая мировая война, оккупация, сопротивлдение и гражданская война. После гражданской войны последовал темный период истории, отмеченный жестокими преследованиями левых сил - тюрьмы, пытки, ссылки на безводные острова, нищета и безработица и, наконец, отъезд "лучших парней" в поисках работы на "германские фабрики и бельгийские шахты". Народная песня, ее лучшие авторы - композиторы, поэты и исполнители - как никакой другой жанр греческого искусства, явилась выразительницей радостей и горестей, печалей и тревог греческого народа. И конечно, неподражаемы народные любовные песни, воспевающие в основном женские образы, радости и муки влюбленных!
Называя наиболее известных композиторов, которые обычно были также авторами слов и исполняли свои песни, аккомпанируя себе на бузуки, нельзя не упомянуть имена Панайотиса Тудаса и Вангелиса Папазоглу из Смирны, Маркоса Вамвакариса с острова Сирос, Василиса Цицаниса, Апостолоса Калдараса и Бабиса Бакалиса из Трикалы, константинопольца Йоргоса Мицакиса, а также Янниса Папаиоанну, Йоргоса Забетаса, Манолиса Хьотиса, Григориса Бификоциса (1922 г.р.) и многих других.
В качестве поэтов-песенников этого жанра прославились Хараламбос Василиадис, получивший прозвище Цантас за сумку (цанта) полную стихов, с которой он не расставался, Эфтихия Папаяннопулу, Христос Колокотронис и Костас Вирвос, родившийся в 1926 году в Трикале. Самыми известными исполнителями прошлого являются Стратос Паюмдзис, Продромос Цаусакис, Стеллакис Перпиниадис, Стелиос Казандзидис, Панос Гавалас, Стратос Дионисиу, Манолис Ангелопулос и др.
Из женщин, прославивших себя в этом жанре стоит назвать имена Розы Эшкенази, Севас Ханум, Иоанны Георгакопулу, Марики Нину, Сотирии Геллу, Анны Хрисафи, Йоты Лидиа, Поли Пану, Мэри Линда и др.
Целу эпоху оставили дуэты, так как двухглосие (первый и второй голос) чрезвычайно распространены в народной песне, среди которых можно отметить следующие: Казандзидис-Маринела, М. Хьотис - М. Линда, Г. Бификоцис - Вула Гика, П. Гавалас- Риа Курти и др.
Обычно выступление сопровождает инструментальный ансамбль, в состав которого входят бузуки - главный инструмент, ведущий свой род от древнегреческой пандуриды, аккордеон, гитара, дефи, часто - фортепиано и скрипки.
Сегодня греческие народные песни очень популярны и любимы, без них не обходится ни одна вечеринка. Эти песни знали разных исполнителей, их оркестровки постоянно обновляются и получают современное звучание, более привлекательное для молодежи. Однако и сами певцы, наиболее популярные сегодня в Греции, такие как Йоргос Даларас, Харис Алексиу, Гликерия и многие другие охотно включают их в свой репертуар и альбомы звукозаписей. Что касается иностранцев, то для них сегодня народная песня "рембетико" такой же символ Греции, как Акрополь и Парфенон!
Любители современной греческой культуры, знающие греческий язык, могут почерпнуть дополнительные сведения по теме в следующих книгах известного исследователя греческой народной песни Неархоса Георгиадиса:
1. Ρεμπέτικο και πολιτική Εκδόσεις Σύγχρονη Εποχή, Αθήνα –1993.
2. Από το Βυζάντιο στον Μάρκο Βαμβακάρη. Η προϊστορία του λαϊκού ρεμπέτικου τραγουδιού Εκδ. Σύγχρονη Εποχή, Αθήνα – 1996.
3. Ο ακρίτας που έγινε ρεμπέτης. Εκδ. Σύγχρονη Εποχή, Αθήνα - 1998.
4. Βασίλης Τσιτσάνης. Εκδ. Σύγχρονη Εποχή, Αθήνα - 2001.
Автор: Татьяна Рахматулина